главная         биография         театр         кино         фотогалерея         гостевая         ссылки         интервью


Волшебная Лилия

Лилия (Лидия) Михайловна Толмачева родилась 6 июня 1932 в Саратове, в семье педагогов. Отец был репрессирован еще до войны. Первой театральной наставницей считает учительницу литературы, настоятельно уговорившую ее сыграть в школьном спектакле роль Ларисы в Бесприданнице А.Н.Островского. После школы поступила в Школу-Студию МХАТ. С 1952 по 1955 работала в Саратовском ТЮЗе, играя ведущие роли: Джульетту в спектакле Ромео и Джульетта У.Шекспира, Веру Павловну (Что делать? по роману Н.Г.Чернышевского). В 1955 выдержав конкурс на роль Нины в спектакле Маскарад М.Ю.Лермонтова, поступила в московский театр имени Моссовета. С 1957 – актриса театра «Современник». С начала существования театра ей поручены ведущие женские партии, такие как военный врач Ирина, скопидомка Леночка, преуспевающая Агния Шабина в спектаклях по пьесам В.Розова Вечно живые, В добрый час, Традиционный сбор. Все ее героини, несмотря на их очевидное несходство, были едины в одном – силе характера, волевом умении добиваться своего. Сочетание в них слабости и силы рождали в каждой роли особый объем, насыщенный второй план. Так, ее Ирина в военной форме, никогда не знавшая любви, за внешней суровостью облика обнаруживала трогательную женственность. И совсем обратный ход у актрисы рождался в процессе создания образа узколобой накопительницы Леночки, очаровательной своим обаянием, умением казаться беззащитной, нуждающейся в покровительстве, обманчиво доброй и слабой. Актриса не демонстрировала ненависти к своей героине, но раскрывала образ с психологической тонкостью и глубиной. Контраст внешнего и внутреннего содержания был всегда значим для нее. Например, ее Агния в Традиционном сборе, по виду вполне законченная карьеристка, деловая научная дама. Однако Толмачевой удается вскрыть за внешне жесткой оболочкой большое внутреннее смятение, воспоминание о былой любви, горечь утраты. Все это в ее исполнении раскрывалось взглядом, интонацией, слезах финала, но не словами.

Продолжением образов В.Розова стали еще более глубокие женские характеры, созданные А.Володиным. Это – Тамара в Пяти вечерах, Надя Резаева в Старшей сестре, сыгранные в 1959 и 1965. Тамара появлялась вначале в образе совсем неприглядном, с хмурым, неприветливым лицом и прокуренным голосом женщины, давно похоронившей всякие чувства. Но встреча с человеком, которого она много лет назад на всю жизнь полюбила, ее преображает. И это преображение актриса раскрывает по-своему, через огромную душевную боль, через ожесточившееся от одиночества сердце. Ее героиням нередко свойственно пронзительное сочетание жесткой мужественности и нежной женственности.

Темы и характеры, заявленные на современном драматургическом материале, она продолжила и развила в классике. Благородной, жертвенной натурой была ее Елизаветта Александровна из Обыкновенной истории по И.Гончарову (1966). Поначалу живая и ясная душа героини, в конце спектакля мертвела, теряя краски, становилась безжизненной, отчужденной. Ее первоначальная вера в любовь была растоптана сухим бездушным прагматизмом, от этого героиня погружалась в безразличие ко всему. И совсем по-другому, без сочувствия отнеслась Толмачева к Аркадиной из Чайки А.П.Чехова (1970), сыграв роль молодящейся актрисы хлестко, беспощадно высмеивая ее эгоизм, самолюбование, легкомыслие. Оборотной же стороной этих качеств было страстное, грешное желание любви, жизни, вечной молодости. Этим спектаклем завершился «ефремовский» период театра (1970).

В 1975 Г.Волчек поставила Эшелон по пьесе М.Рощина, где Толмачева сыграла роль Ивы, воплощенной доброты. Затем последовали роли трагического звучания, столь близкого темпераменту актрисы: Мадлен Бежар из Кабалы святош М.Булгакова (1981), Мария Антуанетта из Вдовы Капет Л.Фейхтвангера (1986), Милда (Крутой маршрут Е.Гинзбург, 1989).

С конца 1970-х вплотную занялась режиссурой, впрочем, как и ряд других ведущих артистов театра. По поручению Г.Волчек в 1977 поставила Фантазии Фарятьева А.Соколовой, в 1978 Генриха IV Л.Пиранделло, а в 1980 по приглашению О.Ефремова Все кончено Э.Олби в МХАТе, где она работала с ансамблем прославленных «стариков». В истоках ее режиссерского почерка лежит бесконечная вера в актера, в возможности психологического, а не концептуального театра. Поэтому ее постановки отличались внутренней глубиной, интересом к душевным тайнам героев.

В 1990-е не так плотно занята в репертуаре театра, в основном в комедиях (псевдокнягиня Мещерская в Титуле А.Галина, Кораблева в его же Аккомпаниаторе, миссис Хиггинс (Пигмалион).

Кинороли актрисы немногочисленны. Всецело преданная театру, она отдавала все силы служению «Современнику», и это был ее осознанный выбор.

Екатерина Юдина


© 2006 Copyright by liliya-tolmacheva.narod.ru
Hosted by uCoz