главная         биография         театр         кино         фотогалерея         гостевая         ссылки         интервью


Актриса "первого призыва"

Театр Современник - ее жизнь. И, может быть, даже не столько в том смысле, что Лилия Толмачева служит ему уже более полувека. Она, кстати, по собственному признанию, не раз порывалась уйти. Но всегда оставалась - и потому что Ефремов не отпускал, и потому что понимала: сохранить Семью - это примета человеческого достоинства. А Современник тогда, в середине 50-х, и создавался как Семья, добровольное сообщество молодых единомышленников и единоверцев, настоянное на любви к своему делу и друг к другу. Толмачева - из первого актерского призыва, и, видимо, многие идеи Олега Ефремова насчет строительства нового театра и достойного в нем существования были ей близки. И остаются таковыми и сегодня. Отрицание премьерства и интриг, погруженность в общее дело, понимание театра как явления жизненно важного, а не бездумно развлекательного, каким он порой предстает сегодня.

Впрочем, ради Современника, который в ту пору выглядел затеей "самодеятельной", Лилия Толмачева отказалась от очень многого. Может быть, от иной актерской судьбы. Девочка из интеллигентной саратовской семьи, окончила Школу-студию МХАТа, два года проработала в Саратовском ТЮЗе. И все-таки не выдержала, вернулась в Москву, где в то время руководитель Театра имени Моссовета знаменитый Юрий Завадский искал актрису на роль Нины в лермонтовском "Маскараде". Ее взяли, дуэт с Николаем Мордвиновым - Арбениным покорил театральную Москву. Толмачевой предложили сыграть Корделию в шекспировском "Короле Лире". Уже начались репетиции... И тут ее позвал Ефремов - в неизвестность.

По счастью, уже первый спектакль Современника - "Вечно живые" Виктора Розова, где Толмачева сыграла Ирину, стал потрясением и событием. А вскоре этот театр занял прочное место в сценическом авангарде России. У Толмачевой было много ролей, без работы она тогда не сидела. Но судьба реальная оказалась не похожа на юношеские грезы начинающей артистки. Высокой классике и не менее высоким страстям шекспировского накала здесь предпочитали негромкий и серьезный разговор о дне сегодняшнем. Как говорили тогда, шекспировско-мольеровские места заняли Виктор Розов, Александр Володин, Михаил Рощин и многие другие замечательные драматурги - иного образа мыслей, иной эстетики.

Не то чтобы Толмачевой приходилось ломать себя. Нет, она, вспоминая о прошлом, часто произносит слово "счастье". Но ощущение некоей неполноты жизни, видимо, все-таки присутствовало. Тем более в годы, последовавшие за уходом Ефремова. Ролей становилось меньше, а простои удлинялись. Хотя новый руководитель Современника Галина Волчек Лилию Толмачеву всегда уважала, ценила и делала для нее все, что могла. Но театр, как мы знаем, - искусство коллективное.

Впрочем, актриса достойно пробовала свои силы и в режиссуре. В родном Современнике поставила спектакли "Фантазии Фарятьева" и "Генрих IV". Шагнула и на мхатовскую территорию - спектакль "Все кончено" по пьесе Эдварда Олби подарил последнюю роль легендарной актрисе Марии Бабановой. Быть может, в этих работах и не было каких-то интригующих постановочных откровений, зато актер явно сохранял главенствующее положение.

Не столь часто, но и сегодня Лилия Толмачева выходит на сцену Современника - например, в знаменитом "Крутом маршруте", покорившем весь мир. И сохраняет прежде всего достоинство русской актрисы - той, на которой держится театр.

Ольга Смирнова, "Культура"


© 2006 Copyright by liliya-tolmacheva.narod.ru
Hosted by uCoz