Сказочная история
Решение перейти в студию далось мне нелегко. Это был прыжок в неизвестность. После Школы-студии МХАТ я уехала обратно в свой Саратов, потому что мама очень болела, и бабушка мне писала: "Если хочешь спасти мать, приезжай". Проработала я там два года. Многие режиссеры говорили, что мне надо ехать в Москву. Я и приехала. В Театр Моссовета. Завадский ставил "Маскарад" с Мордвиновым, ему нужна была Нина. Он объявил конкурс и из всех Нин выбрал меня. Относился ко мне изумительно. У меня и в мыслях не было, что я сыграю эту роль, получу ряд интереснейших предложений и уйду.
С Олегом мы столкнулись случайно, на улице, он страшно удивился: "Ты в Москве? Почему не позвонила? Приходи!" Я из любопытства пришла. Он собрал нас ночью, прочитал пьесу "Вечно живые". И сразу возникла такая студийная атмосфера, такое желание еще встречаться! Говорить, репетировать, мечтать, что будет спектакль. Ефремов мог заразить своей идеей кого угодно. В нем был этот талант – увлечь за собой. Он был настоящий лидер, потребовал, чтобы все мы ушли из своих театров. Для меня решиться было безумно трудно. Мама моя переживала больше всех: "Как можно идти неизвестно куда, это все закроют, это самодеятельность!" А когда я пришла к Завадскому и сказала: "Юрий Александрович, я пишу заявление об уходе", -- он никак не мог понять, что это всерьез. Что можно уйти от роли Нины, от Корделии, которую я уже репетировала. Мне было стыдно, что я неблагодарная, так хорошо ко мне относились в Театре Моссовета.
Молодость так много обещает! Я мечтала о Шекспире, Шиллере, Чехове. В "Современнике" шли современные пьесы, а я тосковала по классике. Чехова мне заменил Володин, которого я очень его любила и люблю. Из-за репертуара я пять раз пыталась уйти, но так и не ушла: Ефремов не отпускал. Первое мое заявление было связано с Эфросом. Он ставил у нас "Никто" Эдуардо Де Филиппо. Какой восторг был с ним работать! Я понимала все, что он говорил! Он произносил полслова -- вторую половину договаривала я. У нас с Эфросом было такое взаимное творческое увлечение, что мы решили дальше делать что-то вместе. Он тогда получил Театр Ленинского комсомола и думал, кого взять с собой. Олег заявление мое не подписал.
Вторую попытку я предприняла после спектакля "Старшая сестра". Ставил его Львов-Анохин. Хоть я и спорщица, но мы с ним быстро поняли друг друга. На роль Нади у него было пять кандидатур. Он выбрал меня и потом предлагал мне работать дальше. Разумеется, Ефремов снова не дал мне уйти, и я не жалею, что осталась. Если честно, меня звали чуть не все режиссеры. Но … Олег строил театр, он был фанатиком. Я была одним из необходимых ему "кирпичиков". Ах, как он был увлечен этим строительством, как будоражил общество: придумывал уставы, программы театра, приносил идеи. И все в одну точку – создать театр единомышленников. Боже мой, как скучно без Ефремова…
Лилия Толмачева
|