главная         биография         театр         кино         фотогалерея         гостевая         ссылки         интервью


Вечер в Мелихове

О "Современнике" рассказывала актриса Лилия Толмачева, причастная к его судьбе с самой первой легендарной постановки "Вечно живые" по пьесе Виктора Розова. Она вспоминала о том, как тяжело и весело жилось их коллективу под одной творческой крышей. Олег Николаевич создал студию на основе курса и ни на минуту не выпускал своих питомцев из поля зрения. Ефремов не уставал повторять: "Никогда не выходи на сцену, не зная, зачем ты это делаешь". Он стремился, ни в коем случае не подавляя индивидуальности, объединить труппу единым мировоззрением, выработать единый язык общения. И для этого неустанно придумывал новые формы жизни театрального ансамбля.

Например, надо было анонимно заполнить анкету: что вы любите в современном театре? Кто ваши любимые режиссеры? Драматурги? Какую роль вы мечтали бы сыграть? Олег Николаевич собрал анкеты. Спустя некоторое время Лилия Толмачева заметила, что он глядит в ее сторону как-то косо. Наконец подошел:

- Я больше не могу, должен тебя спросить о твоей анкете, страшную вещь заподозрил. Какую роль ты хотела бы сыграть?

- А какую надо хотеть? - удивилась актриса.

- Это ты написала "Даму с камелиями"?

- Господи, Бог свидетель, не я! Да и зачем мне "Дама с камелиями"?

- Честно?

- Честно.

- Господи, камень с души свалился, если ты правду говоришь! А я думаю: вот я на нее надеюсь, а она мне - "Даму с камелиями"...

Он не хотел, чтобы его артисты мечтали сыграть ту или иную роль. Надо было делать то, что необходимо для театра, а не утолять свою собственную творческую неутоленность. У Ефремова требовательность к себе и к коллегам была невероятно высокая. Соответствовать ему было очень трудно. Так что иногда ссорились.

Лилия Михайловна, к примеру, писала заявления об уходе, как только слышала от Ефремова: "Ты несовременная, этот твой романтизм!.." Она говорила: "Олег Николаевич, с какого числа писать заявление?" Однажды он ей сказал: "Я твои заявления складываю. Между прочим, это досье".

Последний спектакль, который Олег Николаевич ставил в "Современнике", - "Чайка". Толмачева играла Аркадину. На одной из репетиций что-то не клеилось, и он взорвался: "Как с тобой трудно!" - "Со мной не трудно, Олег Николаевич, - спокойно ответила она. - Скажите, кто будет репетировать вместо меня?.." Ефремов, сердитый, погасший: "Идем в кабинет". Вошли. "Садись!" Молчит, смотрит на нее. Актриса берет бумагу и пишет: "Заявление. От Толмачевой. Прошу освободить меня в удобное для театра время... " Протягивает ему.

- Сядь. Вместе уйдем. Во МХАТ. Я ухожу, и ты пойдешь. Но сейчас надо выпустить "Чайку". Иногда мне кажется, что ты меня не понимаешь. Аркадина - это же гениальная роль. В ней ты можешь сыграть Нину Заречную, которую не сыграла, а должна была сыграть.

Лилия Михайловна на своем заявлении записывает: "В молодости - Нина Заречная".

- Она образованнейшая актриса! Сколько стихов знает!

Пишет: "Образованнейшая актриса".

- Она народоволкой должна была быть. Просто в театре живет трудной жизнью. Всего своим талантом добивается.

Лилия Михайловна пишет: "...своим талантом... "

Он говорит, она записывает, он говорит, она записывает. Все заявление об уходе исписано, на нем запечатлена подробнейшая, одна из лучших ее репетиций с Олегом Николаевичем. Ефремов долго рассказывал, что думает о роли, о пьесе, о спектакле: "Вот если ты все это поймешь, будешь гениальная Аркадина!"

Наталия Бойко, "Труд"


© 2006 Copyright by liliya-tolmacheva.narod.ru
Hosted by uCoz